Плотность асфальтобетона


Асфальт – строительный материал, состоящий из смеси битумов и минеральных наполнителей, соединенных в определенной пропорции. В природной разновидности содержится от 60 до 75% битумной составляющей. В искусственно синтезированных аналогах - от 13 до 60%. Асфальтобетон является материалом искусственного происхождения, от асфальта его отличает в первую очередь наличие щебня, поэтому плотность асфальта значительно меньше плотности асфальтобетона. Плотность обоих материалов зависит от совокупности факторов, но в любом случае – от используемых в составе материалов, для асфальта она находится в диапазоне 1300 – 1700 кг/м3, для асфальтобетона – в диапазоне 2100 – 2700 кг/м3.

Когда говорят о плотности асфальтобетона, то в первую очередь имеют в виду коэффициент его уплотнения при укладке дорог. Требования к плотности асфальта регламентированы в Инструкции ВСН 14-95. Плотность асфальтобетона измеряется по его остаточной пористости и делится на следующие категории:

  • высокопористая (с показателями остаточной пористости свыше 10%);
  • пористые - с остаточной пористостью от 5 до 10%;
  • плотные, у которых пористость достигает от 2,5 до 5%;
  • с высокой плотностью - с объемом пористости не выше 2,5%.

Как и любой другой пористый материал, асфальт и асфальтобетон меняют свои эксплуатационные свойства в зависимости от показателей плотности. В частности, этот аспект влияет на прочность, долговечность и устойчивость материала к различным нагрузкам. Чем более пористым будет асфальтобетон или асфальт, тем меньше будет его удельный вес (при равном объеме) и меньше прочность. Именно поэтому асфальтобетоны классифицируют согласно их составу и плотности, определяя назначение готовой смеси для дальнейшего ее применения в дорожном строительстве.

Методы определения плотности покрытия

Плотность асфальтобетона – одного из самых популярных искусственных дорожных покрытий, измеряется при помощи специального оборудования. Важно отметить, что параметры эти будут различаться для горячих и холодных асфальтобетонных смесей. А вот методы проведения испытаний в этом случае будут одинаковыми.

В частности, используются:

  1. Разрушающие методы. В этом случае из толщи материала после его укладки и уплотнения вырезается контрольный образец установленного размера. Забор покрытия производится на трех участках на площади в 700 м2, на расстоянии более чем 1 метр от кромки дорожного полотна. Для холодной смеси установлен норматив забора образцов спустя от 15 до 30 суток после укладки состава. Для горячей этот срок сокращается до 1 - 3 суток. Испытания плотности в этом случае проводятся с применением гидравлического пресса.
  2. Методы неразрушающего воздействия. К ним относится метод радиоизотопного контроля, электромагнитные и ультразвуковые способы испытаний. В этом случае проверка производится без повреждения толщи асфальтового покрытия и отличается оперативностью получения данных.

ПАБ-1 - плотность дорожного покрытия под контролем

Выпускаемый компанией "Интерприбор" портативный измеритель прочности асфальтобетона ПАБ-1 позволяет производить оперативное измерение показателей плотности в асфальтобетонных покрытиях. Благодаря методу неразрушающего воздействия, заложенному в основу работы измерителя и современному программному обеспечению ПАБ-1 не требует сложной настройки и позволяет выполнять все необходимые манипуляции без повреждения целостности покрытия, что делает его незаменимым для контроля качества асфальтобетонных покрытий в дорожном строительстве.